Сможет ли Казахстан обеспечить себя битумом
На фоне успехов производства сохраняются болезненные вызовы для рынка, отмечают аналитики товарной биржи «Каспий»
Мировой рынок битума демонстрирует стабильный рост, с прогнозируемым среднегодовым темпом роста (CAGR) около 3-4% до 2030 года, движимый увеличивающимися инвестициями в инфраструктуру, констатируют аналитики товарной биржи «Каспий».
В 2023 году глобальный рынок оценивался в 84,6 млрд долларов, с потенциалом роста до 116,2 млрд к 2027 году, при общем объеме производства около 113 млн тонн в год. Самый большой объем нефтяных битумов производят США — почти 40 млн тонн в год, отмечают эксперты биржи.
В июле 2025 года Казахстан вплотную приблизился к историческому рубежу — впервые страна почти полностью закрыла собственный спрос на дорожный битум за счёт внутренних мощностей. Модернизация ключевых заводов, рост биржевой торговли и запуск производства модифицированного битума могут в перспективе превратить РК в нетто-экспортера. Однако на фоне успехов сохраняются и болезненные вызовы: сезонные дефициты, непрозрачные схемы распределения и конкуренция с более дешёвым российским битумом. Анализ рынка показывает: в центре решений — биржевая торговля и системная модернизация логистики.
Производственные мощности и модернизация
В Казахстане и России спрос на битум напрямую зависит от масштабных государственных программ в сфере дорожного строительства. В последние годы Казахстан активно наращивает собственное производство: по данным министерства энергетики, совокупные мощности четырех действующих заводов позволяют производить до 1,2 млн тонн дорожного битума в год, что, по официальным оценкам, полностью покрывает текущие потребности внутреннего рынка, отмечают аналитики товарной биржи «Каспий». В 2023 году объем производства составил около 1 млн тонн, из которых почти 360 тыс. тонн обеспечил актауский завод Caspi Bitum, а Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) произвел до 289 тыс. тонн.
В апреле 2025 года Caspi Bitum завершил модернизацию производственных мощностей — на два месяца раньше запланированного срока. В результате проектная мощность предприятия увеличена с 500 до 750 тыс. тонн битума в год, при переработке 1,5 млн тонн нефти, констатируют аналитики товарной биржи «Каспий». Таким образом, совокупные мощности казахстанских производителей выросли до 1,45 млн тонн в год, что создает задел для полного покрытия внутреннего спроса и выхода на экспорт при дальнейшем росте производства.
Экспорт и импорт
Как отмечают эксперты биржи «Каспий», Казахстан не может полностью отказаться от импорта битума, поскольку объемы дорожного строительства продолжают расти, опережая наращивание внутреннего производства.
В соответствии с межправительственным соглашением республика имеет возможность ежегодно импортировать из России до 300 тыс. тонн битума и до 280 тыс. тонн гудрона. Фактически в 2022 году было ввезено 98 тыс. тонн битума, а в 2023 году — уже 219 тыс. тонн. При этом объем экспорта казахстанского битума остается незначительным: 9 тыс. тонн в 2022 году и 27 тыс. тонн в 2023 году. С 22 февраля 2025 года на экспорт битума введена таможенная пошлина в размере 60 долларов за тонну.
На внутреннем рынке сохраняется устойчивая проблема сезонного дефицита, возникающего в пиковые месяцы — весной и летом, считают аналитики товарной биржи «Каспий». Основные причины — неравномерность потребления, логистические ограничения, затоваривание хранилищ и сбои в отгрузках.
В качестве системных решений прорабатываются проекты по созданию новых производств: запуск завода Qazaq Bitum в Актобе (700 тыс. тонн в год к 2026 году) и битумной установки на Шымкентском НПЗ (770 тыс. тонн в год к 2030 году). Параллельно развивается инфраструктура хранения — в стране действуют около 40 битумных ям суммарным объемом свыше 200 тыс. тонн, а также планируется строительство дополнительных хранилищ на 90 тыс. тонн.
Еще одним направлением стабилизации рынка является исключение из цепочек поставок непродуктивных посредников. Например, «КазМунайГаз» ежегодно проводит политику сезонного сдерживания цен на битум, произведенный его заводами, добавили аналитики товарной биржи «Каспий».
Какую роль играют товарные биржи
Биржевая торговля остается одним из ключевых механизмов формирования прозрачных цен и обеспечения добросовестной конкуренции на рынке битума. Наиболее развитым примером организованной торговли в регионе выступает Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ), где ежемесячные объемы торгов в сезон превышают 400–500 тыс. тонн. В 2023 году суммарный объем сделок с битумом на СПбМТСБ превысил 4,7 млн тонн — рекордный показатель за всю историю торгов, отметили эксперты товарной биржи «Каспий».
В Казахстане развитие биржевой торговли пока находится в более ранней стадии, однако наблюдается устойчивая положительная динамика. Так, на площадке Товарной биржи «Каспий» за первое полугодие 2025 года было заключено 45 сделок общим объемом 26 365 тонн на сумму 1,317 млрд тенге. Средневзвешенные цены по результатам торгов сформировались в диапазоне 149 000–152 000 тенге за тонну. В торгах приняли участие 9 покупателей и 2 продавца. Торги проводятся в формате двойного встречного аукциона с биржевым обеспечением в размере 15%, при этом верхний ценовой порог не превышает 101% от базовой цены.
Вызовы и возможности
Отдельного внимания заслуживает влияние модернизации Caspi Bitum на ценовую конъюнктуру, отметили эксперты. После расширения мощностей предприятие снизило отпускную цену на битум до 165 тыс. тенге за тонну с НДС, что делает казахстанский продукт конкурентоспособным по отношению к импорту из России, где цена на границе достигает 175 тыс. тенге за тонну. Кроме того, завод начал выпуск модифицированного битума с улучшенными характеристиками, объем которого может достигать до 120 тыс. тонн в год.
В то же время, согласно анализу Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК), схемы распределения битума, основанные на утверждаемых планах поставок через министерство энергетики, министерство транспорта и АО «КазАвтоЖол», могут рассматриваться как форма государственного вмешательства в рыночные механизмы. По оценкам регулятора, до 26% битума, реализуемого по удешевленным ценам, впоследствии перепродается третьим лицам, что ставит под вопрос равенство доступа участников и эффективность действующей схемы.
В целом, как отмечают эксперты биржи, для развития биржевой торговли битумом в Казахстане важно учитывать несколько ключевых выводов. Во-первых, активное участие государства, как показывает опыт РФ, играет решающую роль — именно регулирование обязательных объемов продаж через биржу стало драйвером формирования ликвидного и прозрачного рынка.
Во-вторых, стандартизация продукции — наличие четких и универсальных требований к торгуемым маркам битума — существенно упрощает процесс торгов и повышает доверие участников.
Третьим критически важным фактором является привлечение всех крупных игроков — как со стороны производителей, так и со стороны потребителей. Без их участия невозможно обеспечить стабильную ликвидность. И, наконец, полноценная клиринговая система минимизирует риски исполнения сделок и повышает общую надежность биржевой инфраструктуры, заключили аналитики товароной биржи «Каспий».
товарная биржа «Каспий»рынок битума в Казахстане