С расширением авиаотрасли Казахстана необходимо увеличить ресурсы регулятора
Об обеспечении безопасности, перспективах создания регионального хаба и обучении специалистов рассказал вице-президент IATA в Европе Рафаэль Шварцман
Казахстан достиг заметного прогресса в модернизации аэропортовой инфраструктуры. Однако, для становления региональным хабом необходимо продолжать развитие инфраструктуры, улучшать регуляторную базу и расширять маршрутную сеть. Региональный вице-президент IATA в Европе Рафаэль Шварцман подчеркнул это в интервью корреспонденту центра деловой информации. Он также отметил устойчивый рост региона.
— Рафаэль, как вы оцениваете меры, предпринимаемые Казахстаном для соответствия международным стандартам безопасности IATA (IOSA, ISAGO)? Что ещё необходимо сделать авиационным властям страны?
— Казахстан серьезно относится к международным стандартам авиационной безопасности. Даже несмотря на то, что наличие сертификата IOSA не является обязательным с юридической точки зрения, главные авиаперевозчики страны — Air Astana, Fly Arystan, Scat Airlines и Qazaq Air — успешно прошли аудит IOSA. Ряд других авиакомпаний также интересуются сертификацией. Что касается ISAGO, только Международный аэропорт Астаны имеет сертификат, еще два аэропорта находятся в процессе получения. Основная задача авиационных властей — привлечение и подготовка квалифицированных кадров для эффективного надзора за соблюдением норм безопасности. Увеличение ресурсов регулятора необходимо в связи с расширением авиационной отрасли в Казахстане.
— Если говорить о внедрении программы IOSA не только в Казахстане, а в целом в Центральной Азии — какова динамика работы в странах региона и возможные проблемы?
— Узбекистан проявляет наибольшую активность в регионе, где наблюдается увеличение числа новых авиаперевозчиков, получающих сертификаты эксплуатанта (AOC). В настоящее время только Uzbekistan Airways сертифицирован по стандарту IOSA, еще два авиакомпании готовятся к аудиту. В Кыргызстане, оставаясь в списке стран с ограничениями ЕС по безопасности, одна из новых авиакомпаний также начала процесс сертификации. В Таджикистане один из частных перевозчиков имеет сертификат IOSA. Национальный перевозчик Туркменистана пока не сертифицирован. Важным фактором остается наличие компетентного авиационного регулятора в этих странах.
— Какие хабы Центральной Азии обладают наибольшим потенциалом для трансферных перевозок между Европой и Азией?
— Алматы, Астана и Ташкент.
— Давайте вернемся к ситуации в Казахстане. Как вы оцениваете темпы развития аэропортовой инфраструктуры в РК? Достаточны ли они для удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки?
— Казахстан продемонстрировал значительный прогресс в модернизации аэропортовой инфраструктуры, укрепляя свои позиции в качестве регионального авиационного хаба. После открытия нового терминала в аэропорту Алматы пропускная способность достигла 14 миллионов пассажиров в год, что делает его самым загруженным в регионе. В Шымкенте введен в эксплуатацию новый терминал, увеличивший пассажиропоток до 6 миллионов человек в год. Аэропорт Кызылорды способен обслуживать до 2 миллионов пассажиров в год. Строительство пассажирского и грузового терминалов в СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» усилит транспортную роль Казахстана на направлении Западная Европа — Западный Китай и в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута. Программа «Нұрлы жол» предусматривает крупные инвестиции в развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры, включая аэропорты. Все эти проекты обеспечивают устойчивую основу для удовлетворения текущего и будущего спроса.
— Еще одна актуальная тема — SAF. Какое значение для страны имеет присоединение к глобальному реестру SAF?
— Присоединение к глобальному реестру SAF — важный шаг для Казахстана и авиационной отрасли страны в целом. Это способствует увеличению устойчивости, укреплению международного позиционирования, повышению прозрачности и отчетности, развитию рынка, соответствию международным требованиям и расширению сотрудничества.
— Каким образом Казахстан может увеличить производство SAF? Рассматриваются ли местные источники сырья?
— Казахстан имеет значительный потенциал для увеличения производства SAF за счет использования местных сырьевых источников, таких как растительные и отработанные масла, животные жиры и сельскохозяйственные отходы. Важно соблюдать международный стандарт Jet A-1, а не TS-1, который используется в некоторых странах. Ориентация на Jet A-1 необходима для экспорта. Это общее направление для всего региона. Например, Узбекистан производит Jet A-1, но сталкивается с проблемами логистики и хранения топлива в аэропортах.
— Предоставляет ли IATA программы обучения авиационных специалистов в Казахстане?
— IATA предлагает разнообразные образовательные курсы для специалистов отрасли, но в Казахстане пока нет авторизованного учебного центра IATA (ATC — Authorized Training Center).
— Какие риски и возможности для развития авиации в регионе видит IATA в ближайшие 5–10 лет?
— Среди основных рисков названы геополитическая нестабильность, экономическая волатильность, задержки в реализации инфраструктурных проектов, экологические вызовы и регуляторные проблемы. Однако регион продемонстрировал устойчивый рост. Прогнозируется, что ВВП стран будет расти быстрее глобального, что создаст благоприятные условия для увеличения авиаперевозок. Географическое положение между Европой и Азией является дополнительным конкурентным преимуществом. Развитие сектора низкобюджетных авиаперевозок и расширение безвизового режима могут стать драйверами роста.
— Какие направления сотрудничества с Правительством Казахстана приоритетны для IATA?
— Помимо безопасности, ключевым приоритетом IATA является поддержка развития производства SAF в Казахстане и сотрудничество с Евразийской конференцией гражданской авиации. IATA также активно сотрудничает с ИКАО, расширяющим свою деятельность в Центральной Азии. Организация поддерживает миссию ИКАО и готова оказывать поддержку правительствам, стремящимся развивать гражданскую авиацию.
— Что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы Казахстан стал полноценным авиационным хабом региона?
— Основные направления включают развитие инфраструктуры, улучшение регуляторной базы и расширение маршрутной сети. Эти шаги помогут Казахстану стать значимым игроком в авиационной отрасли региона.
— Благодарим за уделенное время!
ЭкономикаAirbus расширяет сотрудничество с Казахстаном
Глобальная компания уже представлена в РК по трем ключевым направлениям: оборона и космос, вертолеты, гражданская авиация
IATAгражданская авиацияНовости Казахстанабезопасность полетовавиация