Рост электронной коммерции в Казахстане достиг 29% за год
Объем е-commerce через маркетплейсы по итогам 2024 года составил 2,7 трлн тенге
По последним данным, объем электронной розничной торговли в республике Казахстан увеличился до 3,2 трлн тенге к концу 2024 года, что означает рост на 29,4%. Эта информация была опубликована на портале finprom.kz.
Доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли также увеличилась до 14,1%, что на 1,4 процентных пункта выше, чем в предыдущем году. Важно отметить, что доля электронной торговли постепенно увеличивается: в 2023 году она составляла 12,7%, в 2022 году — 12,5%, а до учета маркетплейсов в 2022 году она была всего 4,1%.
Объем электронной торговли через маркетплейсы в целом за 2024 год достиг 2,7 трлн тенге, что на 51,6% больше, чем годом ранее. Напомним, что лидером по налоговым отчислениям среди маркетплейсов в 2024 году стала компания Kaspi.kz, которая перечислила в государственный бюджет 133,7 млрд тенге, увеличив свои показатели на 28,8% по сравнению с предыдущим годом. В пятерку лидеров также вошли Wildberries (ТОО «ИМВБКЗ») — 37,5 млрд тенге, Ozon (ТОО «ОЗОН Маркетплейс Казахстан») — почти 10 млрд тенге, OLX — 3,6 млрд тг и Flip.kz — 831,4 млн тенге.
Подчеркнем, что 96,1% общего объема розничной электронной торговли через маркетплейсы приходится на малые и средние предприятия (МСБ). Из них 79% — это средние предприятия, 17,1% — малые и 3,9% — крупные компании. Таким образом, маркетплейсы стали важным фактором развития сетевой торговли для МСБ в Казахстане.
Что касается популярных категорий товаров, продаваемых через маркетплейсы, лидируют следующие сегменты:
• 27,4% рынка приходится на телефоны и гаджеты с объемом продаж в 735,1 млрд тенге.
• На втором месте — бытовая техника с долей в 13,3% и объемом продаж 355,6 млрд тенге.
• Тройку лидеров замыкает категория «Одежда, обувь и спортивные товары» с долей в 10,3% и объемом продаж 277,4 млрд тенге.
Также в топ вошли такие категории как: компьютеры, ноутбуки, программное обеспечение, компьютерные товары (152,2 млрд тенге), товары для дома и дачи (152,2 млрд тенге), автотовары (151,6 млрд тенге), мебель (127,8 млрд тенге) и продукты питания (111,4 млрд тенге).