Нарушения в сфере рекламы в Казахстане растут из-за новых ограничений

За полгода уже выявлено больше нарушений, чем за любой из предыдущих пяти лет

В первом квартале 2025 года предприниматели и компании РК оказали услуг в сфере рекламной деятельности и исследования конъюнктуры рынка на сумму 160,1 млрд тенге — на 8,4% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Индекс физического объема составил 106,6%, сообщает Finprom.kz.

Без учета ненаблюдаемого сектора объем оказанных услуг составил 158,7 млрд тенге, увеличившись на 7,4% в годовом выражении.

В разрезе направлений:

объем услуг рекламных агентств вырос на 9,5%, достигнув 132,9 млрд тенге;

объем услуг по размещению рекламы в СМИ увеличился сразу на 70,8%, до 13 млрд тенге;

объем услуг по исследованию конъюнктуры рынка и изучению общественного мнения сократился на 31,7%, составив 12,8 млрд тенге.

Лидеры по регионам

Наибольший объем оказанных услуг в секторе был зафиксирован в Алматы: 131,9 млрд тенге, или 83,1% от общего объема по стране. На втором месте оказалась Астана (11,8 млрд тенге, плюс 62,1% за год), на третьем — Алматинская область (3,5 млрд тенге, рост — в четыре раза).

Меньше всего услуг в сфере рекламной деятельности и исследования конъюнктуры рынка было оказано в Туркестанской, Улытауской и Атырауской областях.

На фоне роста объемов услуг в РК неожиданно был зафиксирован всплеск количества административных правонарушений в сфере рекламы.

В январе–июне 2025 года в стране зарегистрировали 79 нарушений законодательства о рекламе, тогда как за аналогичный период прошлого года было всего 5 подобных случаев, то есть их количество выросло почти в 16 раз.

Численность лиц, привлеченных к административной ответственности, также резко увеличилась: 78 человек, против 4 человек годом ранее. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 16,2 млн тенге (в 2024-м — 775,3 тыс. тенге, из которых 13,9 млн тенге (или 85,9%) было фактически взыскано.

Для сравнения: за весь 2024 год было зафиксировано 10 нарушений законодательства о рекламе, в 2023-м — 15 случаев. Таким образом, за первое полугодие 2025-го нарушений оказалось больше, чем за любой полный год последней пятилетки.

Причины резкого роста

Одной из ключевых причин увеличения количества правонарушений в секторе стало внесение поправок в Закон «О рекламе».

Среди нововведений:

запрет на распространение аудиорекламы на открытом воздухе в населённых пунктах и вдоль автодорог;

запрет на размещение наружной рекламы на тротуарах, велодорожках, улицах и автодорогах;

введение требований к демонтажу незаконной рекламы.

Эти изменения ужесточили правила и усилили контроль за соблюдением законодательства в рекламной сфере, что и привело к резкому росту числа зафиксированных нарушений.

Немного интересных фактов о восприятии рекламы населением:

  • Согласно данным Market Data Reports, большинство потребителей в мире не доверяют рекламе из-за широко распространенных вводящих в заблуждение утверждений и преувеличений.

  •  81% потребителей утверждают, что недостоверная реклама снижает их доверие к компаниям.

  • 70% опрошенных считают, что реклама часто преувеличивает преимущества продуктов.

  • 63% потребителей приобрели товар, основываясь на рекламе, которая, как они позже обнаружили, была вводящей в заблуждение.

  • 45% респондентов чувствуют себя обманутыми ложными рекламными заявлениями.

  • 92% потребителей больше доверяют отзывам коллег и знакомых, чем рекламе. Однако вводящие в заблуждение отзывы влияют на 40% решений о покупке.

  • 49% потребителей подали жалобы на ложную рекламу в течение последнего года.

  • 71% рекламодателей признают, что используют вводящие в заблуждение приёмы для увеличения продаж.

нарушениярострынок рекламыКазахстан

Поделиться