Налоговые поступления в первом полугодии выросли на 1,3 трлн тенге — АФК

Около 90% прироста в республиканском бюджете приходятся на поступления по КПН

Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) представил обзор бюджетного баланса РК за I полугодие 2025 года.

Ключевые тенденции периода

На фоне ускорения экономической активности (до 6,2% с 3,2% годом ранее), более слабого курса тенге, низкой базы по КПН и НДС в связи с авансовыми платежами и возвратами экспортерам совокупные налоговые поступления (Нацфонд + МБ + РБ) по итогам первого полугодия 2025 года показали двузначный рост, заметно улучшив фискальную позицию.

За январь-июнь 2025 года собрано 12,5 трлн тенге налогов, в сравнении с показателем в 11,2 трлн тенге за аналогичный период 2024 года (+11,2% или 1,3 трлн тенге).

В абсолютных параметрах наибольший рост налогов отмечается в республиканском бюджете (+1,3 трлн тенге). Около 90% этого прироста приходятся на поступления по КПН (+538 млрд тенге), НДС (+465 млрд тенге) и таможенной пошлине на нефть (+117 млрд тенге) за счет значительного увеличения ее добычи (за 6М25 добыто 49,9 млн тонн, что на 11,6% больше, чем за аналогичный период 2024 года).

В МБ (+514 млрд тенге) основной прирост приходится на акцизы (+75 млрд тенге), соцналог (+133 млрд тенге) и ИПН (+150 млрд тенге) на фоне роста заработных плат и ставки налога (с 1 января 2025 года ставка по соцналогу повышена до 11%), расширения занятости и повышения деловой активности в сфере услуг. Отдельный вклад в прирост отчислений в МБ могли также внести меры по фискализации экономики, в том числе через ужесточение администрирования и цифровизацию налоговой отчётности.

Однако поступления налогов значительно упали в НФ (-22% или 507 млрд тенге), главным образом приходящиеся на КПН (-389 млрд тенге) и долю РК по разделу продукции (-78 млрд тенге), что напрямую связано с более низкими ценами на нефть. Отметим, что в НФ упали все виды налоговых платежей (см. ниже).

Таким образом, за I полугодие исполнение годового плана по налоговым сборам в стране улучшилось до 45% против показателя за аналогичный период прошлого года в 40%.

Расходы РБ выросли на 12,1% или 1,3 трлн тенге (-2,5% или -270 млрд тенге за 6М24), где основной прирост приходится на соцпомощь и обеспечение (+311 млрд тенге), обслуживание долга (+263 млрд тенге) и трансферты (+219 млрд тенге).

В РБ не исполнены расходы ещё на 1,1 трлн тенге, главным образом из-за недофинансирования средств из бюджета, связанного с недостаточностью средств на контрольном счете наличности.

Расходы МБ выросли ещё быстрее — на 21,6% или 1,4 трлн тенге (+9,6% или 561 млрд тенге за 6М24г), где основной прирост обеспечили образование (+512 млрд тенге), ЖКХ (+251 млрд тенге) и приобретение финактивов (+164 млрд тенге).

Поскольку рост расходов опережает рост доходов, суммарные расходы (РБ+МБ) превысили доходную часть на 3,0 трлн тенге (см. ниже).

Для финансирования дефицита бюджета и погашения займов (было погашено на 1,8 трлн тенге) привлечены новые займы на 3,4 трлн тенге (-387 млрд) при годовом плане привлечений ₸8,6 трлн. Таким образом, годовой план исполнен на 40% (55% в первом полугодии 2024 года), что предполагает возможное увеличение объема заимствований в оставшиеся два квартала.

Объём трансфертов из Нацфонда в РБ в отчетном периоде составил 3,1 трлн тенге или 59% от годового плана в 5,3 трлн тенге. Из-за падения поступлений налогов (всего поступило 1,8 трлн тенге) прирост активов НФ был обеспечен сугубо инвестдоходом (4,7 млрд долларов, или ~2,4 трлн тенге).

Резюме

В I полугодии 2025 года ВВП Казахстана вырос на рекордные 6,2% г/г, что вкупе со слабым курсом нацвалюты и эффектом низкой базы по КПН и НДС поддержало двузначный рост совокупных налоговых сборов (+11,2%), включая поступления в республиканский (+24,1%) и местные бюджеты (+13,9%). Это позволило заметно улучшить исполнение годового плана по налоговым сборам до 45% по сравнению с 40% за аналогичный период прошлого года.

Дополнительную поддержку фискальной устойчивости оказал рост цен на золото (+25,2% за 6М25), что привело к увеличению объёма ЗВР Национального банка и укреплению общей внешнеэкономической позиции страны. Суверенные рейтинги Казахстана сохраняются на инвестиционном уровне, в том числе благодаря накопленным резервам.

Говоря о резервах, следует отметить, что поступления в Нацфонд заметно упали (-22%) на фоне слабой сырьевой конъюнктуры, что в условиях высоких изъятий снижает потенциал его накопления и ставит под сомнение выполнение цели по доведению его активов до 100 млрд долларов к 2029 году. Единственным фактором прироста его активов второй год подряд выступает инвестдоход.

Расходы бюджета продолжили расти опережающими темпами, превышая доходную часть на ₸3,0 трлн, что покрывается высокими объёмами привлечения госдолга. Однако условия заимствований ухудшились: повышение базовой ставки до 16,5% привело к росту доходностей по ГЦБ на всей длине кривой, что повышает стоимость обслуживания долга. Дополнительным сдерживающим фактором может стать вступившее в силу налогообложение доходов по ГЦБ (10%), ранее освобождённых от налога. Это может ограничить интерес инвесторов к рынку госбумаг и усложнить планы по привлечению средств во втором полугодии.

Согласно ПСЭР на 2025-2029 гг., дефицит госбюджета в текущем году составит 4,0 трлн тенге, но более низкие средние цены на нефть относительно текущего бюджетного ориентира (70 vs 75) и серьёзное ускорение расходов (+18,8%) могут привести к его более высокому значению. Это усиливает необходимость жёсткого контроля за динамикой роста расходов и их общей эффективности, а также требует гибкости в управлении долговой нагрузкой. При этом налоговая реформа, продолжающееся падение тенге и консолидация фискальной политики создают предпосылки для стабилизации бюджетной траектории в 2026 году.

республиканский бюджет Налоговые поступления

Поделиться