Налоговые поступления увеличились на 1,3 трлн тенге за первое полугодие — отчет АФК
Прирост по КПН составил около 90% в республиканском бюджете
Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) представил свой обзор бюджетного баланса РК за первое полугодие 2025 года.
Основные тенденции за период
В результате ускорения экономической активности (до 6,2% с 3,2% годом ранее), изменения курса тенге, низкой базы по КПН и НДС из-за авансовых платежей и возвратов экспортерам налоговые поступления (Нацфонд + МБ + РБ) за первое полугодие 2025 года показали двухзначный рост, улучшив фискальную позицию.
За январь-июнь 2025 года собрано 12,5 трлн тенге налогов, что на 11,2% больше, чем за аналогичный период 2024 года (11,2 трлн тенге).
Наибольший рост налогов замечен в республиканском бюджете (+1,3 трлн тенге). Почти 90% этого увеличения приходится на доходы по КПН (+538 млрд тенге), НДС (+465 млрд тенге) и таможенную пошлину на нефть (+117 млрд тенге) за счет увеличения добычи нефти (49,9 млн тонн за 6 месяцев 2025 года, на 11,6% больше, чем за аналогичный период 2024 года).
В МБ (+514 млрд тенге) основной рост приходится на акцизы (+75 млрд тенге), соцналог (+133 млрд тенге) и ИПН (+150 млрд тенге) из-за роста заработных плат и ставок налога, расширения занятости и активности в сфере услуг. Вклад в прирост отчислений в МБ могут внести меры по фискализации экономики, включая ужесточение администрирования и цифровизацию налоговой отчетности.
Однако налоговые поступления значительно уменьшились в НФ (-22% или 507 млрд тенге), главным образом, из-за снижения доходов по КПН (-389 млрд тенге) и доли РК по разделу продукции (-78 млрд тенге) из-за падения цен на нефть. В НФ уменьшились все виды налоговых платежей (см. ниже).
Таким образом, за первое полугодие исполнение годового плана по налоговым сборам улучшилось до 45% по сравнению с 40% за аналогичный период прошлого года.
Расходы РБ выросли на 12,1% или 1,3 трлн тенге (-2,5% или -270 млрд тенге за 6 месяцев 2024 года), где основной прирост приходится на соцпомощь и обеспечение (+311 млрд тенге), обслуживание долга (+263 млрд тенге) и трансферты (+219 млрд тенге).
В РБ не выполнены расходы еще на 1,1 трлн тенге, главным образом, из-за недофинансирования средств из бюджета, связанного с недостаточностью средств на контрольном счете наличности.
Расходы МБ выросли еще быстрее — на 21,6% или 1,4 трлн тенге (+9,6% или 561 млрд тенге за 6 месяцев 2024 года), где основной прирост обеспечили образование (+512 млрд тенге), ЖКХ (+251 млрд тенге) и приобретение финансовых активов (+164 млрд тенге).
Поскольку рост расходов превышает рост доходов, суммарные расходы (РБ+МБ) превысили доходную часть на 3,0 трлн тенге (см. ниже).
Для финансирования дефицита бюджета и погашения займов (было погашено на 1,8 трлн тенге) привлечены новые займы на 3,4 трлн тенге (-387 млрд тенге) при годовом плане привлечения ₸8,6 трлн. Таким образом, годовой план исполнен на 40% (55% в первом полугодии 2024 года), что предполагает возможное увеличение объема заимствований в оставшиеся два квартала.
Объем трансфертов из Нацфонда в РБ в отчетном периоде составил 3,1 трлн тенге или 59% от годового плана в 5,3 трлн тенге. Из-за снижения доходов от налогов (всего поступило 1,8 трлн тенге) прирост активов НФ был обеспечен исключительно инвестиционным доходом (4,7 млрд долларов, или ~2,4 трлн тенге).
Итог
В первом полугодии 2025 года ВВП Казахстана увеличился на рекордные 6,2% год к году, что в сочетании с низким курсом национальной валюты и эффектом низкой базы по КПН и НДС содействовало двухзначному росту общих налоговых поступлений (+11,2%), включая доходы в республиканский (+24,1%) и местные бюджеты (+13,9%). Это значительно улучшило исполнение годового плана по налоговым сборам до 45% по сравнению с 40% за аналогичный период прошлого года.
Дополнительную поддержку фискальной устойчивости оказал рост цен на золото (+25,2% за первые 6 месяцев 2025 года), что привело к увеличению объема ЗВР Национального Банка и укреплению общей внешнеэкономической позиции страны. Суверенные рейтинги Казахстана остаются на инвестиционном уровне, в том числе благодаря накопленным резервам.
Говоря о резервах, следует отметить, что поступления в Нацфонд заметно упали (-22%) из-за слабой сырьевой конъюнктуры, что в условиях больших изъятий уменьшает потенциал его накопления и ставит под сомнение выполнение цели по достижению его активов в размере 100 млрд долларов к 2029 году. Единственным фактором роста его активов второй год подряд выступает инвестиционный доход.
Расходы бюджета продолжают увеличиваться быстрее, чем доходы, превышая доходную часть на ₸3,0 трлн, что покрывается большими объемами привлечения государственного долга. Однако условия заимствований ухудшились: повышение базовой ставки до 16,5% привело к росту доходности по государственным ценным бумагам на всем рынке, что увеличивает стоимость обслуживания долга. Дополнительным ограничивающим фактором может стать введенное налогообложение доходов по государственным ценным бумагам (10%), ранее освобожденным от налога. Это может снизить интерес инвесторов к рынку государственных ценных бумаг и усложнить планы по привлечению средств во второй половине года.
Согласно Прогнозно-сценарному прогнозу экономического развития на 2025-2029 годы, дефицит государственного бюджета в текущем году составит 4,0 трлн тенге, но более низкие средние цены на нефть по сравнению с текущим бюджетным ориентиром (70 против 75) и серьезное ускорение расходов (+18,8%) могут привести к его увеличению. Это усиливает необходимость строгого контроля за динамикой роста расходов и их общей эффективности, а также требует гибкости в управлении долговой нагрузкой. При этом налоговая реформа, продолжающееся снижение тенге и консолидация фискальной политики создают предпосылки для стабилизации бюджетной траектории в 2026 году.