Налог на газировку: фискальная мера или медицинский шаг?
Аргументы «за» и «против»
Автор: Ерлан Каримов, независимый эксперт, специально для economyKZ.org
ВОЗ активно продвигает идею налогообложения сахаросодержащих напитков, поскольку их чрезмерное потребление напрямую связано с распространением ожирения, диабета второго типа, сердечно-сосудистых заболеваний и кариеса.
Цели такого налога:
-
стимулировать производителей к снижению содержания сахара в продукции;
-
изменить потребительское поведение, снизив потребление вредных продуктов;
-
повысить уровень здоровья населения и снизить расходы на здравоохранение.
По состоянию на 2022 год налог на сладкие напитки был введён всего в 10 странах Европейского региона ВОЗ (из 53), включая отдельные государства Центральной Азии и Кавказа. В мире такие налоги действуют более чем в 40 странах (Мексика, Великобритания, Франция, Саудовская Аравия и др.).
Аргументы «за» внедрения налога:
-
снижение уровня ожирения и других неинфекционных заболеваний;
-
стимулирование родителей и детей к более здоровому питанию;
-
дополнительные налоговые поступления в бюджет;
-
экономия на государственных расходах в области здравоохранения.
Аргументы «против» внедрения налога:
-
возможное сокращение рабочих мест в отрасли;
-
снижение инвестиционной активности;
-
уход компаний из совместных социальных и медицинских инициатив.
Важно отметить, что опыт отдельных стран (например, Мексики) показал, что налог сам по себе не всегда значительно влияет на поведение потребителей, особенно если не сопровождается широкой информационной кампанией и изменениями в доступности альтернативных продуктов.
С начала 2020 года в Казахстане обсуждается введение акцизов на сладкие напитки. Это обсуждение обусловлено двумя основными факторами:
-
Здравоохранение: Рост числа заболеваний, связанных с питанием, требует системных мер. Несмотря на это, потребление сладких напитков в Казахстане составляет 74,2 литра на человека в год, что на 17 литров ниже среднемирового уровня. Для сравнения: в США и Мексике этот показатель в 5–6 раз выше.
-
Фискальный фактор: На фоне дефицита бюджета налог на сладкие напитки может стать источником дополнительных доходов. По оценкам, рынок сладких напитков в Казахстане превышает 1 млрд долларов США, при этом 90% продукции — отечественного производства, а в отрасли занято около 6 000 человек. Более 90% налоговых поступлений от сектора обеспечивают производители напитков.
Рисунок 1. Лидеры по среднедушевому потреблению безалкогольных напитков в мире в 2018 году, литр на человека и Казахстан
По данным Азиатской ассоциации по изучению диабета, в Казахстане производится почти 3,4 млрд литров сахаросодержащих безалкогольных напитков. Введение акциза даже на 20 тенге с литра привлечёт почти 70 млрд тенге в бюджет, которые могут покрыть расходы на лекарственное обеспечение для больных с диабетом.
10 апреля 2025 года во время обсуждения проекта нового Налогового кодекса, депутаты мажилиса предложили обложить акцизом не только энергетические, но и сахаросодержащие безалкогольные напитки – для сокращения потребления сладких напитков и их влияния на здоровье, однако правительство не поддержало эту инициативу.
По мнению Ассоциации производителей безалкогольных напитков Казахстана, в случае введения акциза ожидается снижения производства с 3,4 млрд литров в 2025 году до 2,9 млрд литров в 2029 году, что негативно отразится на налоговых поступлениях и усилит зависимость от импорта. При совокупном введении акцизного налога и НДС до 16% стоимость продукции вырастет в цене как минимум до 25%.
Налог на сладкие напитки — мировая практика, однако, как показывает опыт Мексики и других стран, сам налог на сладкие напитки без информационного сопровождения и введения налога на другие вредные продукты (жирные, сладкие, соленные и тд.) может оказаться малоэффективной.
Скорее всего введение налога на сладкие напитки в Казахстане имеет больше фискальную привлекательность (с учетом дефицита бюджета).
Если требуется снизить уровень неинфекционных заболеваний (включая диабет), то в Казахстане скорее всего потребуется введение налога на другие вредные продукты питания (включая жирные, сладкие, соленные продукты). Данное решение естественным образом отразится на ценах, которые могут «разогнать» продуктовую инфляцию.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.