ИИ-агенты в бизнесе: как ускорить интеграцию
Вовлеченность рядовых сотрудников стагнирует, в то время как опасения по поводу потери рабочих мест растут, говорится в новом отчете BCG
Искусственный интеллект уже стал неотъемлемой частью повседневной работы: 72% опрошенных используют его на регулярной основе. Однако, согласно новому отчёту Boston Consulting Group (BCG), «ИИ на рабочем месте 2025: динамика растёт, но сохраняются разрывы» (AI at Work 2025: Momentum Builds, But Gaps Remain), реальную ценность из ИИ извлекает лишь ограниченное число компаний – те, кто идет дальше простого внедрения инструментов и полностью переосмысливает рабочие процессы.
ChatGPT. Активное внедрение, стагнация на уровне рядовых сотрудников и разрыв между Глобальным Севером и Глобальным Югом.
Третье ежегодное исследование BCG, основанное на опросе более чем 10 600 сотрудников из 11 стран, показывает, что в целом уровень внедрения ИИ достаточно высок, однако среди рядовых сотрудников только 51% используют ИИ регулярно, и этот показатель остается на прежнем уровне.
В то же время Глобальный Юг лидирует: в Индии ИИ регулярно применяют 92% респондентов, а на Ближнем Востоке – 87%, что является самым высоким показателем среди всех стран.
Однако именно в этих странах также наблюдается и наибольший страх перед автоматизацией – их доля значительно выше, чем 41% у респондентов во всем мире, которые опасаются, что их профессия может исчезнуть в течение следующего десятилетия. В Индии это 48%, а на Ближнем Востоке – 63%.
Три ключевых фактора для ускорения внедрения ИИ
1. Качественное обучение: лишь 36% сотрудников считают, что они получили достаточную подготовку по использованию ИИ. Те, кто обучается пять и более часов – особенно в очном формате и с коучингом, – значительно чаще становятся регулярными пользователями.
2. Доступ к нужным инструментам: более половины опрошенных (54%) — особенно представители поколения Z и миллениалы — готовы использовать ИИ-инструменты, даже если они еще не одобрены официально. Такое «теневое использование ИИ» создает все более высокие риски для безопасности.
3. Поддержка со стороны руководства: лишь каждый четвертый сотрудник полагает, что руководство дает четкие и своевременные ориентиры по работе с ИИ. Там, где есть вовлеченность руководства, уровень внедрения и оптимизм сотрудников значительно выше.
Переосмысление рабочих процессов: где рождается настоящая ценность
Компании, которые действительно раскрывают весь потенциал ИИ, идут дальше простого внедрения технологий – они перестраивают ключевые рабочие процессы. Такие организации:
· активно инвестируют в трансформацию команды — включая всестороннее обучение, управление изменениями и подготовку к изменению ролей;
· тщательно отслеживают создаваемую ИИ ценность, обеспечивая конкретные и измеримые результаты: экономия времени сотрудников в рамках рабочего дня; больше времени на стратегические задачи и создание более качественных результатов; рост уверенности в том, что ИИ способствует более взвешенному принятию решений и повышает вовлечённость команды.
«Недостаточно просто внедрить инструменты генеративного ИИ и ждать трансформации, – отметил Сильвен Дюрантон, глобальный руководитель BCG X и соавтор отчёта. – Как показало наше исследование, реальная отдача от ИИ становится возможной, когда бизнес-лидеры делают стратегию в этой области приоритетом, инвестируют в обучение сотрудников и переосмысляют рабочие процессы».
ИИ-агенты: следующий рубеж
Три из четырех сотрудников считают, что ИИ-агенты – умные цифровые помощники, способные самостоятельно управлять задачами – будут ключевыми для успеха в будущем. Однако лишь 13% респондентов заявили, что такие инструменты уже интегрированы в их рабочие процессы, и только треть сотрудников понимают, как работают цифровые помощники.
По мере роста осведомлённости уровень тревожности снижается – и сотрудники начинают воспринимать агентов не как конкурентов, а как партнёров.
Стратегические приоритеты для руководителей
В отчете выделены четыре ключевых направления для организаций, стремящихся перейти от использования отдельных инструментов к полномасшатбной трансформации:
· признайте важность обучения. Обеспечьте необходимые инвестиции, время и поддержку со стороны руководства.
· отслеживайте создаваемую ИИ ценность через рост продуктивности, качества и удовлетворённости сотрудников.
· инвестируйте в людей, чтобы переосмыслить рабочие процессы и раскрыть потенциал ИИ. Продумайте, как ИИ повлияет на работу в целом, отдельных сотрудников и всю команду. Создавайте системы повышения квалификации и переподготовки кадров для эффективного распределения персонала.
«Компании, которые трансформируют рабочие процессы и инвестируют в развитие людей, демонстрируют значительно более высокие результаты, – отмечает Винсьен Бошен, глобальный руководитель направления Human x AI в BCG и соавтор отчёта. – Но для такой трансформации необходима чёткая стратегия по работе с персоналом и механизм, который поддержит внедрение ИИ и поможет управлять его влиянием на работу, отдельных сотрудников и персонал в целом».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.