Доля автодорог республиканского значения в плохом состоянии увеличилась до 14%
В Travel & Tourism Development Index Казахстан занимает 90-е место из 119 по качеству дорожной инфраструктуры
С начала текущего года объем выполненных строительных работ в секторе автодорог (за исключением надземных), улиц, железнодорожных путей и взлетно-посадочных полос в Казахстане снизился на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (с 139,2 млрд тенге до 134,7 млрд тенге), как сообщает Finprom.kz.
Наибольшие объемы работ были выполнены в Актюбинской (18,8 млрд тенге), Западно-Казахстанской (11,9 млрд тенге) и Атырауской (9,9 млрд тенге) областях.
Наименьшие показатели зафиксированы в Северо-Казахстанской, Улытауской и Мангистауской областях.
В прошлом году было введено в эксплуатацию:
• 217 км автомобильных дорог республиканского значения;
• 50 км автомобильных дорог областного значения;
• 24,8 км автомобильных дорог районного значения;
• 38,6 км автомобильных дорог внутрихозяйственного назначения;
• 169 км прочих автомобильных дорог.
Кроме того, были построены 40 погонных метров мостов и надземных автомагистралей, а также 98,1 метра надземных пешеходных переходов.
Состояние дорог в Казахстане продолжает ухудшаться. По данным за 2023 год, представленным в годовом отчете АО «НК «ҚазАвтоЖол», доля дорог республиканского значения, находящихся в плохом техническом состоянии, увеличилась до почти 14%, что на 4,9 п. п. больше, чем в 2022 году (9%). Наиболее плохая ситуация складывается в Улытауской (доля таких дорог превысила 35%), Абайской (30,2%) и Восточно-Казахстанской (26,9%) областях. Подробности представлены в инфографике.
Планы по улучшению состояния автомобильных дорог республиканского значения в 2023 году не были выполнены. Предполагалось, что доля дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии составит 94%, но фактически она оказалась всего 72%.
В рамках национального проекта «Сильные регионы — драйвер развития страны» планировался капитальный и средний ремонт автодорог республиканского значения протяженностью 1934 км. Однако по факту было отремонтировано всего 1204,4 км — на 37,7% меньше запланированного. Главными причинами несоблюдения планов стали нехватка финансирования на ремонтные работы и несвоевременное их проведение.
По данным Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта РК, в 2023 году были выделены средства на содержание и текущий ремонт автодорог в размере 150 млрд тенге, из которых на капитальный и средний ремонт пришлось всего 109,8 млрд тенге. Необходимое финансирование для приведения всех автодорог республиканского значения в надлежащее состояние составляет около 750–800 млрд тенге в год.
Международные данные также свидетельствуют о низком качестве дорог в Казахстане. По данным Всемирного экономического форума (Travel & Tourism Development Index), в 2024 году Казахстан занял 90-е место из 119 по качеству дорожной инфраструктуры с индексом 3,5.