Для закрытия всех вопросов по инфраструктуре в регионах нужно 19 трлн тенге — аналитики
В Казахстане усиливаются демографические региональные диспропорции
Демографические региональные диспропорции в Казахстане нарастают. По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, на начало июня текущего года в 10 из 20 регионов РК отмечается сокращение населения. Это касается как промышленных областей, таких как Карагандинская (минус 1,9 тыс. человек) и Восточно-Казахстанская (минус 4,2 тыс. человек), так и менее развитых регионов, включая Костанайскую (минус 4,2 тыс. человек) и Северо-Казахстанскую (минус 7,8 тыс. человек). С другой стороны, значительный прирост населения наблюдается в Астане (плюс 102,2 тыс. человек), Алматы (плюс 61,4 тыс. человек) и Шымкенте (37,4 тыс. человек), сообщает Finprom.kz.
Эти миграционные тенденции, при которых рост населения наблюдается лишь в определенных территориях, обусловлены несколькими факторами. Во-первых, во многих регионах высокая доля пожилого населения, что приводит к превышению смертности над рождаемостью. Во-вторых, большое значение имеет отток населения из регионов. В первом квартале 2025 года, как и годом ранее, положительное сальдо миграции в РК сохранялось только в крупных городах и Алматинской области. В других регионах уезжает больше людей, чем приезжает.
Ситуация с внутренней миграцией является уязвимым моментом в демографической политике Казахстана. На последнем заседании правительства 22 июля министр труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова отметила усиливающуюся региональную диспропорцию в численности населения на юге и западе при уменьшении на севере. Как еще один негативный момент, на который следует обратить внимание, указано сохраняющееся увеличение урбанизации крупных городов.
Согласно прогнозам АО «Институт экономических исследований», до 2030 года будут сохраняться текущие демографические тенденции. Наибольший рост населения ожидается в Астане (на 20,3%), Алматы (на 13,7%) и Шымкенте (на 11,6%). В северных и восточных регионах может наблюдаться сокращение населения: в Северо-Казахстанской (на 6,1%), Абайской (на 3,4%), Костанайской (на 3,5%) и Восточно-Казахстанской (на 3,5%).
Неравномерное распределение населения способствует увеличению экономического неравенства в стране и затрудняет обеспечение всех жителей одинаковым уровнем социальных благ. Данные БНС подтверждают: самые низкие доходы на душу населения в РК отмечаются в южных областях. Например, в Туркестанской области с высокой плотностью населения они составляют всего 125,5 тыс. тг, а в Жамбылской — 148,7 тыс. тг на человека. Именно в южных регионах проживает самая большая доля бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума. Самые высокие доходы на душу населения ожидаемо отмечаются в экономически развитых мегаполисах, таких как Алматы (359,5 тыс. тг) и Астана (323,7 тыс. тг), а также в нефтяной Атырауской области (323,3 тыс. тг). Там также наименьший удельный вес бедного населения.
Чиновники признают, что ситуация с внутренней миграцией в настоящее время остается неудовлетворительной, и если так продолжится, это может привести к более серьезным проблемам для крупных городов. Для выявления основных проблем демографического развития территорий и определения дальнейших шагов была разработана Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2025–2030 годы. В ней указываются основные уязвимые места: зависимость большинства регионов от бюджетных субвенций, узкая специализация экономики многих малых и моногородов, неравномерное развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
Стратегический документ содержит ключевые показатели, определяющие диспропорции инфраструктуры в регионах. Они определены как уровень обеспеченности социальными благами и услугами в соответствии с Системой региональных стандартов (СРС). Эта система была разработана в 2023 году, чтобы иметь цифровую оценку уровня жизни в разных регионах Казахстана. Подробнее о СРС ранее писали на портале Ranking.kz.
Два года назад общий уровень обеспеченности благами в городах РК составлял 87%, в сельской местности — 55,3%. Согласно прогнозам из Концепции региональной политики Республики Казахстан на 2025–2030 годы, этот показатель к концу 2025 года должен вырасти в городах до 91,6%, в сельской местности — до 66,6%. Наименее благоприятная ситуация в городах ожидается в Актюбинской (83,3%), Северо-Казахстанской (88,5%) и Жамбылской (88,9%) областях. Выше обеспеченность социальными благами ожидается в Павлодарской (94,7%), Атырауской (94,6%) и Жетысуской (94%) областях. Наименее комфортные условия в сельских населенных пунктах можно наблюдать в аулах Абайской (57%), Восточно-Казахстанской (60,5%) и Западно-Казахстанской (60,6%) областей.
Система региональных стандартов включает множество социальных показателей — от наличия коммунальных услуг, детских садов и медицинских учреждений до качественных дорог и доступа к интернету. Инженерная и социальная инфраструктура — это наиболее проблемные области с учетом износа сетей, недостатка школ и больниц. Согласно концепции, для комплексного развития инфраструктуры в ближайшие годы требуется выделить 19 трлн тг. Из них большая часть — 11,2 трлн тг — необходима для удовлетворения основных потребностей регионов в базовой инфраструктуре, а оставшиеся 7,8 млрд тг — для сокращения разрывов между регионами.
По словам вице-премьера РК Каната Бозумбаева, при расходовании средств на инженерную и социальную инфраструктуру с 2026 года приоритет будет отдаваться отстающим регионам. Это станет новым направлением в экономической политике финансирования регионов.
Показанные цифры подтверждают, что именно регионы, отстающие по социальной и инженерной инфраструктуре, имеют наибольшую вероятность продолжить текущие тенденции миграционного оттока населения. Будет ли увеличение расходов на инфраструктуру регионов-аутсайдеров способствовать остановке этого процесса? Или через пять лет окажется, что построенные за значительные средства новые школы и детские сады останутся незаполненными, так как молодые семьи предпочли переехать в крупные города?
Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2025–2030 годы лишь общими чертами обозначает планы чиновников по стимулированию экономики менее развитых областей и удержанию населения от переезда в другие регионы в поисках лучшей жизни. Однако среди недостатков этого стратегического документа можно выделить неопределенность планов по развитию регионов с недиверсифицированной экономикой. Например, ожидается, что Мангистауская область продолжит рост за счет добычи нефти, строительства и развития нефтеперерабатывающих предприятий. В то же время экономика Жетысуской области сохранит специализацию в сельском хозяйстве, машиностроении, производстве продуктов питания и туризме. Эти общие утверждения свидетельствуют о нехватке четких планов и инвестиционных проектов в регионе на среднесрочную перспективу. Надежды на экономический рост благодаря неопределенным инвестициям прослеживаются во всем этом стратегическом документе.
Согласно целям концепции, годовой объем инвестиций в основной капитал к 2029 году по сравнению с 2025 годом должен увеличиться более чем вдвое, до 58,4 трлн тг. Наибольший вклад в эту сумму внесут инвестиции в мегаполисы и промышленные регионы, такие как Атырауская, Мангистауская, Карагандинская области.
регионыинфраструктураотток населения