Банки обяжут уведомлять клиентов о повышении тарифов за три месяца
Они также будут размещать на своих сайтах калькулятор для расчета ежемесячных платежей по кредитам двумя методами
Финансовый регулятор предполагает установить обязательное уведомление банков своих клиентов о предстоящем повышении тарифов на платежи и переводы не менее чем за три месяца. Это указано в проекте постановления, разработанном Агентством по регулированию и развитию финансового рынка, сообщает корреспондент центра деловой информации.
«После полного погашения задолженности по займу клиент может получить от банка бесплатно в течение не более трех рабочих дней после подачи заявления письменное подтверждение об отсутствии задолженности», — говорится в документе.
Кроме того, банки будут обязаны размещать на своих веб-сайтах калькулятор для расчета ежемесячных платежей по банковским займам с использованием методов дифференцированных и аннуитетных платежей.
«Также должны быть предложены другие методы погашения займа в соответствии с внутренними правилами банка», — говорится в проекте постановления.
Заметим, что многие банки предлагают аннуитетный способ погашения кредита.
Аннуитетный метод погашения кредита предполагает, что заёмщик выплачивает кредит равными частями на протяжении всего срока кредитования. В начале большая часть платежа идет на погашение процентов, а в конце — на погашение основной суммы долга. Этот метод удобен тем, что платежи стабильны и просто планируются. Таким образом, заёмщик ежемесячно выплачивает одинаковую сумму по кредиту.
Аннуитетные платежи иногда могут вызвать большую переплату, особенно если кредит погашается в конце срока.
Дифференцированный метод погашения кредита предполагает, что ежемесячный платеж на кредит уменьшается с течением времени, в отличие от аннуитетного метода, где платежи остаются постоянными. При дифференцированном методе основная сумма долга погашается равномерно, а проценты начисляются на оставшуюся задолженность. Это приводит к уменьшению общей суммы платежа по мере погашения кредита.
В проекте постановления также затрагивается вопрос сроков рассмотрения обращений клиентов.
«Срок рассмотрения обращения в банке не должен превышать 15 рабочих дней с момента поступления. При необходимости проведения дополнительных проверок срок может быть продлен на 15 рабочих дней, имеющих значение для правильного рассмотрения обращений. Клиенту сообщается о продлении срока в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о продлении», — говорится в документе.
Отмечается, что должен быть установлен порядок предоставления услуг людям с ограниченными возможностями и маломобильным группам. В этом случае предлагается опираться на «требования национального стандарта по доступности отделений финансовых организаций для предоставления услуг лицам с ограниченными возможностями и другим маломобильным группам населения, а также особенности предоставления услуг лицам с ограниченными возможностями и маломобильным группам населения с участием доверенного лица.
Все эти меры направлены на защиту прав потребителей банковских услуг.
С полным текстом документа можно ознакомиться по ссылке.
В июле 2025 года финансовый регулятор объявил о планах ужесточить требования для защиты прав потребителей финансовых услуг.
Банки и микрофинансовые организации будут обязаны указывать годовую эффективную ставку вознаграждения (ГЭСВ) в мобильных приложениях при удаленном предоставлении услуг и обеспечить доступ к расчету ГЭСВ на своих веб-сайтах.
«Для обеспечения прозрачности и полноты информации о реальной стоимости заемных средств вносятся изменения, направленные на уточнение всех обязательных и дополнительных платежей, включая платежи третьим лицам», — говорится в сообщении.
Ранее сообщалось, что заёмщики, имеющие кредиты у двух и более микрокредитных организаций или банков на сумму не превышающую 1600 месячных расчетных показателей (в 2025 году это 6 млн 291 тыс. тенге — Ред.), смогут реструктурировать свои займы.
В июне 2025 года стало известно, что годовая эффективная ставка вознаграждения (ГЭСВ) по ипотеке снижена с 25% до 20%.
ФинансыКак банки будут вовлекать в систему жилстройсбережений
Глава АРРФР Мадина Абылкасымова рассказала, как будет работать этот механизм и как быть с госпремией по депозитам
кредиттарифыАРРФРбанкизащита прав